Бесплатный марафон по заработку на дизайне инфографики для маркетплейсов с нуля
Бесплатный марафон по заработку на дизайне с нуля

Как вести себя в конфликтной ситуации на работе?

графический дизайнер и автор блога
Дмитрия Сугак
Всем привет! На связи графический дизайнер Дмитрия Сугак. Продуктивность на работе зависит от многих факторов: внутренней и внешней мотивации, баланса труда и отдыха, заинтересованности сотрудника. Но есть еще один показатель, который очень сильно влияет на нашу эффективность — атмосфера в коллективе. Согласитесь, если отношения с коллегами напряженные, работать становится сложно. Более того, пропадает желание приходить на работу. Это сказывается не только на производительности, но и на психоэмоциональном состоянии в обычной жизни. О том, как вести себя в конфликтных ситуациях на работе, поговорим в этой статье.

Какие бывают конфликты на работе?

Думаю, многие из вас так или иначе сталкивались с непониманием и конфликтами на рабочем месте. В каких-то случаях спор ограничивается двумя лицами, а иногда — переходит на межгрупповой конфликт. Конфликтная ситуация — это всегда показатель того, что в организации необходимы изменения. В то же время многие руководители и сами сотрудники предпочитают закрывать глаза на нездоровую атмосферу в коллективе. Это может привести к снижению эффективности в компании. Чтобы правильно устранить конфликт, нужно учитывать его специфику. Первым делом — понять, к какому типу он относится.

Выделяют три вида конфликтов:
  1. Межличностный. Причин у таких споров может быть множество: конкуренция между коллегами, зависть, недовольство системой распределения функционала или банальная личная неприязнь. Часто бывает и так, что сами участники не до конца понимают причину. Но напряжение нарастает и может вылиться в косые взгляды, разговоры на повышенных тонах и недопустимые фразы. Цель каждого участника — выиграть спор, доказать свою точку зрения. Если не решить межличностный конфликт, он приобретет хронический характер: напряжение будет снижаться только на время, до следующего кульминационного момента.
  2. Внутриличностный. Конфликт — это не только разногласие между двумя или несколькими людьми. Нередко случается и так, что человек не может договориться с собой. Например, сотрудник получает новую должность. Однако его трудовые обязанности абсолютно противоречат жизненным установкам и ценностям. Человек вынужден делать то, что не хочет. Он мучается от неопределенности и сложности выполнения профессиональных задач. Так часто бывает, когда сотрудника повышают до руководителя, и он становится главным над людьми, с которыми раньше работал на равных.
  3. Межгрупповой. Название говорит само за себя. Обычно в конфликт вступают два или несколько отделов. Такой вид конфронтации отличается повышенной сплоченностью людей внутри одной группы. Но на самом деле, межгрупповой конфликт может быть лишь способом снять накал от противоречий в отделе. В таком случае люди просто сплочаются, чтобы перевести агрессию на другую группу.

Причины конфликтов среди коллег

Причин недопонимания и трудовых споров в коллективе огромное множество. Я предлагаю рассмотреть самые популярные:
  • Отсутствие четкой организации труда. Нельзя говорить о дружной работе людей, если не прописан процесс труда. Каждый должен четко понимать свои задачи. Когда два человека ждут друг от друга выполнения одной и той же работы, а в итоге ее никто не делает, конфронтации не избежать. При этом стоит учитывать даже бытовые вопросы: кто следит за чистотой в обеденной зоне, за работой офисной техники, кто перед уходом выключает свет и т.д.
  • Нехватка ресурсов. Сюда входят всевозможные материалы, бумага, канцелярия, инструменты... Дефицит рано или поздно породит конкуренцию и борьбу. Тогда уже избежать конфликта не удастся.
  • Авралы. Иногда они способны сплотить коллег. Однако частые авралы негативно отражаются на психологическом состоянии сотрудников, приводят к их эмоциональному выгоранию и частым конфликтным ситуациям.
  • Нечеткая формулировка штатных обстоятельств и понятий. Недопонимание — одна из основных причин споров. Раздоры могут возникать из-за непонимания профессиональных терминов (частая проблема новых сотрудников), кризисных ситуаций, требующих оперативного решения, общепринятых ценностей, которые каждый сотрудник понимает по своему.
  • Неполная информация. Если между начальством и подчиненными отсутствует конструктивное общение, могут возникнуть домыслы и слухи. Это в свою очередь провоцирует споры между сотрудниками.

Лучшие способы решения конфликтов

Будем честны, не все конфликты можно решить. Иногда лучшим решением станет смена работы. И, на всякий случай, лучше заранее подготовиться к этому событию. Я рекомендую освоить удаленную профессию без отрыва от постоянной работы. Сейчас есть масса интересных направлений, которым можно обучиться, не выходя из дома. Одно из таких — графический дизайн. В этом году за создание карточек для маркетплейсов даже новички получают от 60 тысяч в месяц. Обучиться этой творческой профессии можно на моем курсе. Подробности здесь: https://goo.su/pbBNf.

Если вы понимаете, что конфликт на работе вполне решаем, придерживайтесь следующих советов:
  1. Перенесите беседу. Если вы чувствуете, что разговор переходит на повышенный тон, предложите продолжить чуть позже. Этот нехитрый прием позволит снизить эмоциональный накал и трезво оценить ситуацию. Воспользуйтесь передышкой, чтобы продумать аргументы и лояльные способы донесения своих претензий. Если же перенести разговор не удается, воспользуйтесь техникой присоединения. Важно не только сказать собеседнику "Я тебя понимаю". Нужно озвучить, что именно вы понимаете. Например, "Я понимаю, что тебе вчера пришлось задержаться. Давай вместе найдем решение, чтобы эта ситуация не повторялась".
  2. Говорите чуть тише. В моменты эмоционального напряжения мы и сами можем не заметить, как повышаем голос. При этом чем громче мы говорим, тем хуже собеседник воспринимает наши слова. Чтобы добиться обратного эффекта, старайтесь произносить слова медленнее и тише. Этот прием очень хорошо работает в конфликтных ситуациях: при нарушениях трудовой дисциплины или спорах.
  3. Не отвечайте грубостью на грубость. Хамство — увы, распространенное явление. которое свидетельствует о низком эмоциональном интеллекте и недостатке воспитания. Человек, уверенный в своих доводах, не переходит на грубость.
  4. Используйте правило трех "да". Очень полезный прием во всех сферах жизни. Внимательно выслушайте своего визави и выберите из его аргументов 3, с которыми можно согласиться. После этого начните доносить свою точку зрения. С помощью правила трех "да" любой неконструктивный спор превращается в обсуждение.
  5. Не переходите на "ты-посыл". Не используйте фразы вроде "Это ты допустил ошибку", "Ты виноват", "Ты не сделал". В этом случае коллега просто начнет обороняться и припоминать вам ваши оплошности. Лучше транслируйте желание исправить ситуацию и помочь.

Чтобы понять, как вести себя в конфликтной ситуации, нужно сначала разобраться в её причинах и по возможности их устранить. Любой конфликт — норма для межличностных отношений. Если вы столкнулись с ним на работе, постарайтесь выслушать оппонента и понять его позицию. Я уверена, вы сможете решить вопрос конструктивно. Удачи!
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ
    ОБУЧАЕМ ДИЗАЙНУ С НУЛЯ ДО ПРОФИ

    КСТАТИ! МЫ ЗАПУСТИЛИ КУРС ДЛЯ ЗАРАБОТКА НА ФРИЛАНСЕ

    Инфографика для маркетплейсов
    Лучший онлайн курс по дизайну карточек товаров для Вайлдберриз и Озон.
    Вы научитесь делать карточки с инфографикой для Wildberries и Ozon и освоите редактор Figma.
    После оплаты вы сразу получаете доступ к урокам. На курсе много обратной связи от автора обучения.
    ПОДРОБНОЕ ВИДЕО О КУРСЕ
    ЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ