Восемь типичных ошибок дизайнера в общении с клиентом

графический дизайнер и автор блога
Дмитрия Сугак
Всем привет! На связи графический дизайнер Дмитрия Сугак. Сложность моей профессии связана не только с необходимостью постоянно генерировать идеи, но и с донесением этих идей до клиента. Деловая коммуникация — важнейший навык для представителей творческих профессий. Порой даже опытные дизайнеры совершают ошибки в общении с заказчиком, тем самым теряя немалую прибыль. Но ошибок можно избежать, если знать самые распространенные из них.

Занижать стоимость своей работы

Когда на рынке жесткая конкуренция, поставить минимальную цену на свои услуги кажется логичным решением. Но только это совсем не подходит для дизайнера. Развитие навыков увеличивает вашу ценность как профессионала. Инвестиции в каждый новый проект всё выше: потраченное время, новые умения, технические вложения. Создаваемый дизайнером продукт — уникальный, а не массовый, поэтому затраты на него можно уменьшить лишь пренебрегая качеством, что порождает плохие работы.

Конечно, вначале нужно выполнить расчёт, который должен соответствовать как ожиданиям заказчика, так и адекватной оценке работы дизайнера. Назвав конечную стоимость и время выполнения проекта "как можно раньше", вы рискуете выбиться из графика и работать сверх оговоренных сроков бесплатно, а выставление дополнительных счетов, скорее всего, вызовет недовольство у клиента. Кроме того, распространённое заблуждение, что молодые специалисты должны брать заказы без оплаты ради портфолио или чтобы добавить навыки в резюме. Работая бесплатно, молодой специалист сводит к нулю свою ценность в глазах заказчика, и его труд будет казаться ему простым и незначительным.

Соглашаться на все проекты

Порой дизайнеры открыты для любых условий, для любого клиента и для любого проекта. Но как и эксперт может не подходить клиенту, так и клиент — эксперту. Причин может быть множество: образ жизни, темперамент, принципы работы, стилистические предпочтения, отсутствие взаимопонимания по финансовым и юридическим вопросам. Не у каждого есть способности легко "переключаться" между клиентами, поэтому стоит тщательно выбирать проекты и не работать с теми людьми, которые вам не симпатичны.

В основном, заказчик смотрит на базовые качества работника: опыт, стиль, профессиональные навыки, но недопонимания могут возникнуть в совершенно разных аспектах. Если дизайнер чувствует себя некомфортно, он не сможет раскрыть свой потенциал и работать так же хорошо, как в иных, подходящих для себя условиях. Например, соглашаясь на работу с клиентом, не умеющим формулировать задание, вы можете столкнуться с тем, что человек сам не понимает, чего вас требует. В таком случае вам, как дизайнеру, придется быть и аналитиком, и маркетологом, и даже директором компании. Нужно ли оно вам?

Если вы решили, что брать все без разбора проекты — это не для вас, тогда приглашаю на мой авторский курс. Всего за месяц вы освоите базовые принципы дизайна, чтобы создавать продающие карточки товаров для маркетплейсов, выбирая только интересные вам задачи и зарабатывая на этом удаленно от 60 тысяч в месяц. Подробности тут: https://ddesign.moscow/infographics.

Работать без системы

Распространённая ошибка креативных людей — надеяться на вдохновение и через долгий, непродуктивный процесс раздумий приходить к финальной идее. Ценность дизайнера в глазах заказчика возрастает, если он заранее готовит вопросы, изучает сферу деятельности и целевую аудиторию компании, демонстрирует навык систематизированного подхода к работе. Строгие рамки соглашений и условия контракта не только вселяют уверенность в клиента, но и могут помочь дизайнеру.

Взяв за привычку написание еженедельных отчетов о процессе работы над проектом, вы избежите недопониманий на протяжении всего сотрудничества. Такие навыки в работе помогут открыть клиенту глаза на ваш труд, ведь в основном длительный поиск единственно правильного решения, многочисленные эскизы и творческие поиски остаются для заказчика "за кадром". Регулярная коммуникация с клиентом позволит вам показать не только красивый результат на выходе, но и всю тщательно проделанную работу. 

Не уточнять техническое задание

В основном дизайнеры представляют себе ТЗ как что-то не поддающееся обсуждению и корректировке. Однако правда в том, что человек, который составляет для вас техническое задание, как правило, не полностью осведомлен о задачах и нуждах проекта. Поэтому лучшим решением является прямая коммуникация с заказчиком, уточнение каждого пункта и, если необходимо, исправление ТЗ. 

Ни один, даже самый спланированный бриф, не покажет вам и вашему клиенту полную картину предстоящей работы. В процессе приходится многое корректировать, а значит и многое уточнять. Именно деловая коммуникация вовлекает заказчика в процесс работы, тем самым отсеивая потенциально плохие работы от финальной хорошей. Дизайнеру же такой подход позволяет погрузиться в работу глубже и найти то самое, необходимое обеим сторонам, решение, а в дальнейшем усилить ключевые навыки в резюме. 

Не пытаться понять мотивацию клиента

Грубейшая ошибка дизайнера — это некорректно понимать мотивацию клиента или не понимать её вовсе. В данном случае в работе дизайнера понадобятся аналитические навыки. Нужно встать на место клиента и проанализировать мир, который его окружает. Подобное формирование навыков заметно улучшит ваш коммуникативный уровень и позволит быстрее находить взаимовыгодное решение для решения проблемы заказчика. Ведь часто бывает так, что дизайнер тратит огромное количество сил на подбор подходящего фона или сочетания цветов, а клиенту, например, гораздо важнее практическое выполнение его задачи. 

Считать правки от клиента трагедией

Не нужно рассматривать правки как критику. Умение спокойно и хладнокровно воспринимать правки и корректировать финальную работу — это именно те качества работника, которые хочет видеть каждый заказчик. Правки не означают, что потребуется переделать весь дизайн. Исправление может быть малозначительным и нетрудоемким. Есть детали, которые вы могли просто упустить из виду: например, некорректно подобранный цвет или орфографические ошибки. Профессионализм — это умение учиться на своих ошибках, а не делать идеальный дизайн с первой попытки. К тому же работа, полностью удовлетворяющая запросы клиента, и положительный отзыв о ваших профессиональных навыках прекрасно дополнят ваше портфолио.

«Исчезать», если что-то пошло не по плану

Очевидная, но всё же одна из самых грубых ошибок, которую может совершить дизайнер-новичок при общении с клиентом. Деловая коммуникация строится на взаимном уважении заказчика и исполнителя — уважении вложенного времени, материальных и интеллектуальных ресурсов, обоюдной ответственности. Поэтому даже если непредвиденные обстоятельства загнали вас в угол и вы абсолютно не справляетесь с поставленной задачей или не укладываетесь в срок, активируйте свой коммуникативный навык и сообщите об этом клиенту. 

Неправильно презентовать проект

Как правило, дизайнеры начинают презентовать проект сразу с финальной части работы, что в корне неверно. Правильным решением для начала презентации будет небольшой рассказ о том, как проходила работа над проектом, какая задача стояла перед вами, что вы считаете лучшей частью проекта и на какие подводные камни наткнулись. Хорошо подготовленная презентация позволит завоевать внимание и расположить к себе клиента.

Для закрепления и формирования навыков, рассмотрим правильный алгоритм презентации проекта:
  • расскажите о принципах, на которых строилась работа;
  • продемонстрируйте этапы работы;
  • укажите основные проблемы и то, как вы их решили;
  • а затем — презентуйте результат вашей работы.
Развитие навыков коммуникации позволит вам как дизайнеру наладить контакт с потенциальным клиентом, отстаивать ценность своей работы и расширить ключевые навыки в резюме. В этой статье мы разобрали 8 типичных ошибок при общении с клиентом. Если вы их не допускаете — отлично, а если узнали в каких-то себя — теперь сможете их избегать. Желаю удачи!
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ
ОБУЧАЕМ ДИЗАЙНУ С НУЛЯ ДО ПРОФИ

КСТАТИ! МЫ ЗАПУСТИЛИ КУРС ДЛЯ ЗАРАБОТКА НА ФРИЛАНСЕ

Инфографика для маркетплейсов
Лучший онлайн курс по дизайну карточек товаров для Вайлдберриз и Озон.
Вы научитесь делать карточки с инфографикой для Wildberries и Ozon и освоите редактор Figma.
После оплаты вы сразу получаете доступ к урокам. На курсе много обратной связи от автора обучения.
ПОДРОБНОЕ ВИДЕО О КУРСЕ
ЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ