Творческий кризис у дизайнера. Как найти вдохновение?

графический дизайнер и автор блога
Дмитрия Сугак

Привет! С вами графический дизайнер Дмитрия Сугак. И сегодня я поделюсь рабочими способами преодолеть творческий кризис и открыть второе дыхание. В жизни человека случается немало событий, снижающих мотивацию к работе, хобби, а иногда даже к отдыху. Особенно часто с выгоранием сталкиваются представители творческих профессий: писатели, художники, музыканты, фотографы, дизайнеры. Эти люди ежедневно должны креативить, ведь от вдохновения зависит их доход. Как мотивировать себя, если кажется, что попал в тупик, — разберем в статье.

Почему снижается мотивация?

Первая причина — накопившийся на работе стресс
Виды творчества бывают разными. Но для одних людей это полноценная занятость, для других — очередные увлечения. Оба варианта имеют место быть. Главное отличие состоит в том, что для работы нужна дополнительная мотивация. Если хобби — это всегда добровольная деятельность, метод релаксации, занятие по душе. То на работе бывают горящие дедлайны, четкое техническое задание, капризные заказчики или вовсе их отсутствие. Это всё стрессовые факторы, провоцирующие у дизайнера апатичное состояние, когда нет мотивации.

Вторая причина — возраст и синдром самозванца
Возрастные кризисы также влияют на появление мыслей: «Зачем мне всё это надо?» Молодые считают себя слишком неопытными, боятся выходить на рынок труда и предлагать свои услуги сразу после обучения. Зрелые, видя свежие и крутые идеи от подрастающего поколения, думают, что их дизайн уже не так актуален, боятся не успеть за стремительно меняющимися трендами. Оба случая в психологии называют синдромом самозванца. Когда человек не может реалистично оценить свои достижения и неудачи, мыслит пессимистично и часто себя критикует.
Третья причина — неконструктивная критика
Будьте готовы к тому, что критика всегда сопутствует успешным людям. А представителям творческих профессий особенно, ведь их взгляд на мир может кардинально отличаться от других и рискует порой встретить сопротивление или остаться непонятым. Но в этом нет ничего страшного!

Чтобы не отчаиваться из-за критики, важно научиться извлекать из нее пользу. Для начала уточню, что далеко не все комментарии относительно вас и вашей работы справедливы. Конструктивная критика — это адекватные аргументы, что и почему не так. Если критика сказана экспертом или потребителем вашей деятельности, она позволяет увидеть «слепые зоны» и совершенствоваться, но точно не вгоняет в депрессию.

Где можно найти мотивацию?

Творческие способности — это в 99% случаев результат практики. Поэтому если вы не причисляете себя к уникальным счастливчикам, которые обладают талантом, не опускайте руки. Тысячи людей усердно работают, прежде чем достичь желаемых результатов. Но как замотивировать себя начать что-то новое? Как другие люди не боятся попробовать?

В первую очередь, освободитесь от перфекционизма. Идеала не существует. Спустя время вы всегда найдете недостатки в работе, которую сделали якобы идеально. Смиритесь с этим. Сыграйте в игру «сам себе мотиватор». В начале пути у вас может быть мало поддержки или отзывов, поэтому сразу приучайте себя ни от кого не зависеть. Лучшая мотивация приходит со временем, когда вы сами видите результаты своей работы. А пока просто пробуйте: без завышенных ожиданий, легко, играючи. И не забывайте делиться результатом с другими людьми, особенно с коллегами. Мы ведь уже обсудили, что критика бывает полезной, верно?

От чего зависит вдохновение?

Если вы, глядя на работы других дизайнеров, ловите себя на мысли «Что со мной не так?», спешу вас успокоить — всё так. Потеря вдохновения — это абсолютно нормальное явление, с которым время от времени сталкиваются все творческие люди. Но, к счастью для нас, есть техники, с помощью которых можно развить креатив. Вы всё верно прочитали! Творческая деятельность тоже подлежит тренировкам и зависит от вполне рациональных действий, а не от посещения некой музы.

Даже самый разносторонний человек не может выкладываться на все 100, когда дело доходит до полета фантазии. Её в отличие от монотонных, практических задач нужно спровоцировать (но ни в коем случае не ждать). Один из самых действенных способов генерировать новые идеи — включить «боковое» (латеральное) мышление. Метод основан на поиске дополнительных вариантов решения уже знакомой вам проблемы. Для этого можно выполнить несколько интересных упражнений.

Как преодолеть кризис мысли: топ-3 техники

Для начала сконцентрируйтесь на задаче. Максимально четко представьте себе итоговый результат. Что должно получиться? У дизайнера это может быть сайт, логотип, презентация, инфопродукт или карточка для товара на маркетплейс. Кстати, последнему я обучаю на своем авторском курсе: https://ddesign.moscow/infographics. Мои ученики с нуля осваивают все тонкости графического дизайна и начинают зарабатывать на создании продающих карточек. Но вернемся к практике, которую вы сможете применять всегда, когда нет вдохновения.

Упражнение «ТРИЗ»

Это теория советского изобретателя Г. С. Альтшуллера, основанная на желании превратить процесс творчества в точную науку. Суть её состоит в следующих шагах:

  1. Разложите задачу на части. Например, вам нужно сделать редизайн продуктовой упаковки. Опишите, из чего состоит нынешняя упаковка.
  2. Поясните характеристику каждого элемента. Почему упаковка квадратная, твердая, цветная?
  3. Переформулируйте задачу и найдите альтернативы. Круглая упаковка неудобная? А какая удобная? Что, если треугольная?

Упражнение «Дизайнерские принципы»

Основатели школы дизайна Хассо Платтнер и Дэвид Келли считают, что дизайн любого предмета должен, прежде всего, решать бизнес-задачи. Отталкиваясь от этого, они разработали ценные советы:

  1. Задействуйте эмпатию. Подумайте, какие потребности, ценности, заботы у целевой аудитории продукта, который вы должны создать.
  2. Расширяйте границы. Отбрасывайте очевидное, не ищите легких путей и ваша фантазия приятно вас удивит!
  3. Тестируйте «сырые» продукты. Смотрите на отклик аудитории, показывайте промежуточные результаты разным группам людей. Дизайн считается удачным, если вызывает эмоцию.

Упражнение «Шесть шляп»

Действенный метод, но выполнять его можно только в группе из шести человек. Суть состоит в том, чтобы каждый участник сосредоточился на одной характеристике будущего проекта.

  1. «Ученый» думает о всевозможных затратах.
  2. «Художник» — о эмоциях, которые вызовет проект.
  3. «Оптимист» рассматривает плюсы каждой идеи.
  4. «Критик» — минусы каждой идеи.
  5. «Креативщик» ищет альтернативы, отдается фантазии.
  6. «Модератор» руководит процессом и фиксирует мысли каждого.
Как результат — всесторонняя проработка дизайнерского проекта и миллион идей в копилку.
Используя хотя бы некоторые советы из этих упражнений, можно достичь удивительных результатов! И помните, что творчество — это не только вдохновение, но и итог работы вашего мозга. Удачи!
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ
ОБУЧАЕМ ДИЗАЙНУ С НУЛЯ ДО ПРОФИ

КСТАТИ! МЫ ЗАПУСТИЛИ КУРС ДЛЯ ЗАРАБОТКА НА ФРИЛАНСЕ

Инфографика для маркетплейсов
Лучший онлайн курс по дизайну карточек товаров для Вайлдберриз и Озон.
Вы научитесь делать карточки с инфографикой для Wildberries и Ozon и освоите редактор Figma.
После оплаты вы сразу получаете доступ к урокам. На курсе много обратной связи от автора обучения.
ПОДРОБНОЕ ВИДЕО О КУРСЕ
ЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ