Бесплатный марафон по заработку на дизайне инфографики для маркетплейсов с нуля
Бесплатный марафон по заработку на дизайне с нуля

Леттеринг и каллиграфия. Что такое леттеринг и как этому научиться?

графический дизайнер и автор блога
Дмитрия Сугак

Привет! На связи графический дизайнер Дмитрия Сугак. Сегодня я поделюсь с вами уникальной фишкой, освоив которую вы легко привлечете внимание к своему товару или услуге. Способ не новый, но он до сих пор востребован, а разобраться с ним под силу даже новичку в дизайне. Заинтриговала? Речь идет про леттеринг.

Что такое леттеринг?

Нетрудно догадаться, что lettering (от английского «letter» — буква) связан с графическим оформлением букв. Это не совсем новое направление. Его применяли ещё в советские времена. На плакатах, листовках, вывесках и даже в книгах большинство слов отрисовывали вручную. В отличие от типографики (правил оформления текста) леттеринг — это индивидуальный шрифт. Он используется для одного проекта или выражает сущность конкретного бренда и является элементом фирменного стиля.

Где применяется леттеринг?

Основные примеры леттеринга — логотипы и рекламные тексты. Разберем подробнее. Если применять готовый шрифт из Google.fonts при создании логотипа, он не будет считаться уникальным, ведь большинство шрифтов (особенно бесплатных) уже давно на виду у пользователей. Представьте, какими были бы логотипы Coca-Cola или Disney, написанные Times New Roman. Именно рисованный шрифт «откладывается» в сознании зрителя и впоследствии ассоциируется с конкретным брендом. То же касается и рекламы. Леттеринг на баннерах и афишах повышает узнаваемость, увеличивает конверсию продаж, привлекает больше внимания.
Леттеринг в логотипах известных брендов

Каллиграфия, аэрография и леттеринг — что это и в чем разница?

Все эти понятия так или иначе подразумевают искусство красивого написания букв.

Каллиграфия — это самый традиционный метод из перечисленных. Обычно дизайнеры применяют его для оформления типографии: свадебных приглашений, открыток, упаковок, реже — визиток и логотипов. Но каллиграфический почерк обладает рядом особенностей. Во-первых, акцент делают на визуальной составляющей текста. Если дизайнер заботится об удобстве, то каллиграф создает из букв эстетичное украшение. Во-вторых, каллиграфический почерк можно «натренировать». Это не про творчество, а про количество повторений. Чем чаще человек будет выполнять упражнения на развитие письма, тем красивее станет его почерк. Умение писать каллиграфически приобрело такую популярность, что в этой отрасли появились репетиторы и курсы каллиграфии.
Пример каллиграфии
Аэрография — это продвинутый уровень письма. Для него применяют специальный распылитель, а сами буквы наносят краской или чернилами. Человек с аэрографом — более творческая личность, художник. Не зря с английского аэрограф переводится как «воздушная кисть». Этот вид искусства, как и каллиграфия, требует много практики.
Аэрография в интерьере квартиры
Леттеринг также связан с рисованием больше, чем с письмом. «Натренировать» его невозможно, потому что леттеринг — особая, неповторимая композиция для конкретного случая. Рисовать буквы можно вручную или в графическом редакторе. Второй метод часто используют для создания айдентики, логотипа или веб-сайта.
Пример леттеринга

Правила использования леттеринга

Возникает логичный вопрос: всегда ли уместно применять леттеринг? Необычные буквы точно выделят бренд среди конкурентов. Но даже такой уникальный способ пиара может стать антирекламой, если использовать его бездумно.

Правило 1: Буквы должны передавать настроение бренда
Дизайнеры знают, что их задача не просто сделать красиво. Поэтому они всегда спрашивают заказчика о концепции товара/услуги/личности, для которой разрабатывают дизайн. Даже в начертании букв важно придерживаться смысловых ассоциаций. К примеру, леттеринг подойдет для ювелирного бренда или ресторанного бизнеса, однако будет неуместен на сайте юридической компании. Даже если заказчик хочет «не как у всех», хороший дизайнер предложит более удачные варианты выделиться.

Правило 2: Леттеринг должен гармонично смотреться во всей композиции
Одной разработки шрифта недостаточно. Важно грамотно «вписать» его в общую картину. Если это главная страница сайта, нужно подобрать фоновое изображение в одной цветовой гамме. Если логотип — подумать, какие элементы окружают его на упаковке или баннере. Вы еще не знакомы с правилами композиции, цветопередачи и подбора шрифтовых пар? Не проблема! Изучить их можно на моем авторском курсе: https://goo.su/pbBNf.

Правило 3: Смысл надписи имеет значение
Во-первых, шрифт должен оставаться читабельным. Не стоит заигрываться в художника и делать из слова декорацию. Это лишает леттеринг всей его сути. Во-вторых, надпись, на которую падает взгляд большинства пользователей, должна нести смысл. Чтобы заинтересовать и побудить «раскрыть» идею бренда до конца: пролистнуть сайт дальше, рассмотреть баннер дольше, прочитать состав продукта после этикетки.

Подытожив: уместное использование леттеринга поможет сделать дизайн узнаваемым и уникальным. Но если не хотите заморачиваться с вышеперечисленными правилами, даже красивейший шрифт не спасет имидж компании и вас как дизайнера.

Леттеринг на упаковке

Каким бывает леттеринг?

Рисованные буквы, несмотря на свою неповторимость, делятся на виды и называются под стать известным шрифтам. Расскажу подробнее о часто используемых.

1. Sans Serif

Простой шрифт без засечек, который легко освоит даже тот, кто впервые занимается леттерингом. Дизайнеры часто используют его как второстепенный в паре с крупным рукописным текстом.

2. Serif
Шрифт с небольшими декоративными засечками по краям. Его также можно освоить за короткий срок. Считается одним из самых удобных для чтения длинных текстовых блоков.
3. Cursive
Имитация рукописного текста, в котором каждая буква пишется по отдельности. Чтобы научиться этому виду леттеринга, не будет лишним изучить правила каллиграфии.
4. Vintage
Имитация букв из старинных писем 19 века или советских вывесок. Отличается декоративностью. Винтажные буквы обычно пишут вишневыми, коричневыми либо синими чернилами.
5. Gothic
Самый «древний» буквенный стиль, дошедший до нас из Западной Европы. Готическому шрифту более 800 лет. Близок к каллиграфии.
6. Graffiti
Свободный художественный стиль, похожий на аэрографию. Уникален тем, что каждая буква может быть написана в разных направлениях.
7. Creative
Самый сложный из стилей леттеринга, в котором буквы имитируют разные изображения и принимают необычные формы. Для использования этого шрифта не помешает опыт художника.
Любой из видов леттеринга — от простейшего Sans Serif до художественного Creative — по-своему хорош и может подойти к разным дизайнерским проектам.

нужно ли дизайнеру обладать навыком леттеринга?

Тут всё зависит от желания самого специалиста. Леттеринг не является базой, не всегда бывает уместен и не подойдет для 100% брендов. Но при правильном применении это умение может стать фишкой как для бренда, так и для дизайнера. Как пример — шрифты на Behance, которые делают своих разработчиков популярными.

Уверена, что самым известным из них нередко приходят запросы на разработку леттеринга для конкретного проекта или фирмы. Хорошая новость в том, что для рисования букв не обязательно быть художником или каллиграфом. Достаточно обладать базовыми навыками работы в графических редакторах, чаще развивать насмотренность на том же Pinterest и, конечно, иметь желание. Уверена, что при грамотном подходе у вас всё получится. Удачи!
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ
    ОБУЧАЕМ ДИЗАЙНУ С НУЛЯ ДО ПРОФИ

    КСТАТИ! МЫ ЗАПУСТИЛИ КУРС ДЛЯ ЗАРАБОТКА НА ФРИЛАНСЕ

    Инфографика для маркетплейсов
    Лучший онлайн курс по дизайну карточек товаров для Вайлдберриз и Озон.
    Вы научитесь делать карточки с инфографикой для Wildberries и Ozon и освоите редактор Figma.
    После оплаты вы сразу получаете доступ к урокам. На курсе много обратной связи от автора обучения.
    ПОДРОБНОЕ ВИДЕО О КУРСЕ
    ЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ