Бесплатный марафон по заработку на дизайне инфографики для маркетплейсов с нуля
Бесплатный марафон по заработку на дизайне с нуля

Всё про шрифты: виды, сочетания и применение шрифтов в дизайне

графический дизайнер и автор блога
Дмитрия Сугак

Всем привет! На связи графический дизайнер Дмитрия Сугак. Сегодня я расскажу вам основные принципы применения шрифта в дизайне. Что такое шрифт, какие у него функции и задачи, существуют ли, так называемые, шрифтовые пары и какой шрифт выбрать для своего проекта. Приготовьтесь запоминать — будет информативно!

ЧТО ТАКОЕ ШРИФТ В ДИЗАЙНЕ?

Традиционно, шрифт — это буквенные знаки для передачи письменной информации. Однако в зависимости от места применения шрифты могут быть:
  • Материалом для дизайнера. Шрифтовая композиция в руках умелого дизайнера может стать визуальным, а не информативным элементом. Как пример — буквенный декор часто встречается на страницах глянцевых изданий, рукописный шрифт — на вывесках и афишах.
  • Элементом фирменного стиля. Например, сочетание букв (или одна буква) в логотипе компании не несёт как таковой информации, но является важнейшей составляющей брендинга.
  • Объектом авторского права. Не стоит забывать, что у любого шрифта есть автор. Соответственно, он решает, в каких целях можно применять созданный им шрифт и, при желании, устанавливает ограничения. Поэтому есть шрифты только для личного (а не коммерческого) использования.
Прежде чем спешить спрашивать у дизайнера, что за шрифт он использовал, подумайте, подходит ли он для вашей задачи. Разные шрифты выполняют свои функции. Это зависит от аудитории и целей конкретного дизайн-проекта. Но каждый без исключения шрифт должен выполнять одну из трёх основных задач:
  1. Донести до читателя какую-то информацию.
  2. Придать тексту дополнительный (иногда скрытый) смысл.
  3. Выразить через стиль шрифта определенную эмоцию.

У каждого шрифта, конечно же, есть свой набор характеристик. Это:
  • Наличие засечек (интересный факт: текст с засечками проще читать, но на электронных носителях рекомендуют использовать шрифты без засечек — они смотрятся современнее).
  • Контрастность (крупные шрифты всегда выглядят насыщеннее и жирнее).
  • Апертура (степень открытости букв и знаков)
  • Вертикальные пропорции (этот показатель влияет на крупность шрифта вне зависимости от его размера).

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ ПРО ШРИФТЫ

  1. Применять только один шрифт в проекте — это скучно. Популярный миф, который позволяет сразу узнать работу новичка. Лучше применить один красивый шрифт, который идеально вписывается в проект и отражает авторский замысел, чем следовать правилу «всё красивое сразу». Подробнее о правилах типографики, композиции и других базовых принципах дизайна я рассказываю на своём авторском курсе. Он подойдёт и тем, кто уже знает, что такое графический редактор Figma, и тем, кто только хочет выйти на доход от 60 тысяч рублей в месяц, но еще не знает как. Все подробности здесь: https://goo.su/pbBNf.
  2. Существуют отдельные шрифты для написания текста и для создания дизайна. Это не совсем так. Однако действительно существуют так называемые «акцидентные шрифты». Это необычные шрифты, акцентирующие внимание пользователя на чём-либо (обычно на заголовке). Эти шрифты интересно разглядывать, но сам текст читать сложно, потому что форма букв отвлекает от сути текста. Если ваша цель сделать так, чтобы пользователь понял смысл написанного текста и не отвлекался на сам шрифт, то вам нужно выбрать наборный шрифт. Особенность наборных шрифтов в том, что они выглядят обычно для пользователя, однако и они отличаются различными характеристиками, которые мы разобрали выше (засечки, апертура и т.д.) В зависимости от того, какой шрифт вы выберете, такое настроение будет передавать ваш дизайн-макет.
  3. Есть готовые шрифтовые пары, которым нужно следовать. Шрифтовые пары — лишь подсказка, составленная опытными дизайнерами. Есть несколько правил сочетания шрифтов. Одно из правил: можно сочетать акцидентные и наборные шрифты. Основной текст должен быть читабельным, акцидентный — передавать эмоцию и цеплять внимание. Если следовать этой рекомендации, вы уже с 99% вероятностью подберете удачное шрифтовое сочетание. Но, как я уже говорила, каждый проект уникален, поэтому стоит осознанно подходить к выбору шрифтов.

Кстати, знаете ли вы, в каком случае лучше использовать несколько шрифтов вместо одного? Обычно к шрифтовым парам прибегают, когда нужно выделить что-то: заголовки или смысловые блоки. Это также будет удачным решением, если текст сильно отличается по размеру. Тогда крупные его части могут быть акцидентными, а мелкие — читабельными и простыми.

ТИПОГРАФИКА В ДИЗАЙНЕ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Разные шрифты отличаются по параметрам. Один и тот же шрифт может обладать чуть-чуть смежными характеристиками, а выглядеть уже совершенно по-другому. Такая вариативность нужна дизайнерам, издателям и всем, кто имеет дело с публикациями, чтобы адаптировать текст под разные носители и сделать чтение комфортным для каждого.

Например, вы создали лендинг и нужно максимум за 30 секунд донести до потенциального клиента ценность товара, услуги или бизнеса в целом. Что мы имеем? Мало времени на чтение. Значит шрифт должен быть широким, а буквы — отличаться по начертанию, чтобы взгляду легко было «ухватиться».

Есть ещё несколько базовых правил, применяя которые вы не будете допускать ошибок при подборе шрифтов. Листайте вниз, чтобы увидеть наглядные примеры.
  • Если текст публикуется в низком разрешении, нужно увеличить расстояние между знаками и сделать все буквы крупными и строчными вместо мелких прописных. То же самое касается маленьких размеров экрана.
  • Если у вас много текста, межбуквенные и межстрочные расстояния должны быть равномерными, а форма знаков — привычной и однородной, чтобы не раздражала взгляд пользователя.
  • Если вы пишете много сложных, незнакомых читателю слов — отдавайте предпочтение узнаваемым формам отдельных знаков, которые легко между собой спутать. У вас не должно быть двух разных букв, похожих по начертанию или форме, иначе это ещё больше усложнит восприятие нового материала.
  • Если вам нужно передать эмоцию через шрифт, используйте правило: чем оригинальнее начертание букв, тем больше в них «характера». Соответственно, если вы не можете даже вспомнить название шрифта (настолько он нейтрален и похож на другие), будьте уверены — этот шрифт не вызовет необходимый эмоциональный отклик аудитории. Но, возможно, подойдет для других целей. Например, информирования.

КАК ВЫБРАТЬ ШРИФТ ДЛЯ СВОЕГО ПРОЕКТА

Какие факторы влияют на выбор шрифта в дизайне? Прежде чем скачать шрифт онлайн, необходимо продумать несколько моментов.
Первое и основное — конечно, решение целей и задач конкретного проекта. Выше я писала, что текст может выполнять три главные функции: доносить до читателя какую-либо информацию, завуалированный посыл или вызывать эмоцию. При выборе параметров и пропорций шрифта обращайте внимание на соответствие вашей задаче.

Следующий момент — качество отображения кириллицы. Это важный пункт, так как большинство сайтов в России и СНГ наполнены русскоязычным контентом. Соответственно, для них нужны кириллические шрифты, а не латиница (даже самая эстетичная). К счастью, сейчас уже не редкость встретить на просторах интернета красивый русский шрифт. Многие дизайнеры создают бесплатные русские шрифты для личного и коммерческого использования, но платных вариантов, конечно, больше.

И последний, но немаловажный фактор. При выборе акцидентного шрифта проанализируйте характер создаваемого продукта. Какой он? Для какой целевой аудитории предназначается? Можете выписать, как минимум, десять ассоциаций с брендом или человеком, для которого создаете дизайн. Если вы малознакомы, лучше попросить заказчика самому охарактеризовать те эмоции, которые он хочет вызывать у своих потенциальных клиентов. Отталкиваясь от этого, будет проще найти шрифт.

Если вы ожидали увидеть тут подборку в стиле «Лучшие шрифты» и узнать названия шрифтов для красивого дизайна, не спешите расстраиваться. Информация из этой статьи куда более ценная, ведь теперь вы знаете, как использовать абсолютно любой шрифт и сочетать их между собой. А найти определенные шрифты для вашего проекта помогут онлайн-сервисы: fonts-online.ru, fontstorage.com, fonts.google.com и им подобные. Желаю вам удачи и красивых творческих проектов!
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ?
БОЛЬШЕ СТАТЕЙ
    ОБУЧАЕМ ДИЗАЙНУ С НУЛЯ ДО ПРОФИ

    КСТАТИ! МЫ ЗАПУСТИЛИ КУРС ДЛЯ ЗАРАБОТКА НА ФРИЛАНСЕ

    Инфографика для маркетплейсов
    Лучший онлайн курс по дизайну карточек товаров для Вайлдберриз и Озон.
    Вы научитесь делать карточки с инфографикой для Wildberries и Ozon и освоите редактор Figma.
    После оплаты вы сразу получаете доступ к урокам. На курсе много обратной связи от автора обучения.
    ПОДРОБНОЕ ВИДЕО О КУРСЕ
    ЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ